Психолог

Как смягчить детскую агрессию

Почти в каждом классе встречается хотя бы один школьник с признаками агрессивного поведения. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Зачастую агрессивное поведение ребенка - лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

12 ПРИЕМОВ СМЯГЧЕНИЯ АГРЕССИИ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ 

1. Игнорирование
Если поведение ребенка не является угрожающим, то можно продемонстрировать невозмутимость и промолчать, чтобы остановить хамство. Как правило, общение в конфликтной ситуации идет по принципу «я ему слово, а он в ответ десять». Словесная «драка» однозначно завяжется, если ответить на вызов ребенка.

2. Переключение внимания
Если ребенок не проявляет сильной целенаправленной агрессии, то можно переключить его на позитивное состояние или конструктивное поведение. Например, он злится, бурчит, обижается на то, что свои обещания родители не выполнили. Можно отреагировать так: «Прости, пожалуйста, сегодня я очень устал, давай вместо футбола порисуем». Или в ответ на грубость поделиться с ребенком новой, интересной для него информацией, показывая, что вы понимаете его состояние: «Я понимаю, что ты чем-то обижен, давай вместе подумаем, как разрешить эту ситуацию, а в субботу можем пойти в кино».

3. Акцентирование внимания на положительных качествах ребенка
«Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый, умный!» или «Ты такой способный, терпеливый, а...» (указывается проступок).

4. Юмор или шутка
Можно попытаться снять эмоциональное напряжение добродушным смехом. Это непростой прием, который лучше применять к группе детей, чем к отдельному ребенку, поскольку у младших школьников выражена потребность в публичном одобрении и признании со стороны взрослого.
Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания: «Что за вой, что за рев, там не стадо ли коров?! Нет, там не коровушка, это Надя (Нина, Вова,...) — ревушка!» Такие слова очень обижают. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору!

5. Доведение до абсурда
В этом случае агрессивное высказывание при его усилении теряет всякий смысл. Например: «Громче кричи, я плохо слышу! Здорово ругаешься, но тихо, давай во все горло!»

6. Частичное согласие
В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»

7. Привлечение «союзников»
Это ссылка на авторитетное для ребенка лицо. Например: «Папа бы очень расстроился, если бы услышал такое!», «Ребята слышат, какие грубые слова ты говоришь, им это не нравится».

8. Апелляция к жалости
Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).

9. Соблюдение ритуалов в случае негативного высказывания
Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть» и тому подобное.

10. Прямое порицание
Достаточно часто возникают ситуации, когда вышеперечисленные приемы оказываются просто неприемлемы: грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки и многое другое. Тогда взрослому необходимо однозначно показать свое негативное отношение к речевой агрессии ребенка. Но формулировать прямое порицание необходимо в корректной форме: «Ты ведешь себя очень некрасиво, мне очень не нравится, когда ты ругаешься! Пожалуйста, прекрати!» Но лучшим средством является использование «я-сообщений» вместо «ты-сообщений» (не говорите: «Ты грубиян!», скажите: «Я не доволен, когда дети так грубо высказываются»).

11. «Выпустить пар»
Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как он немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».

12. «Мусорная корзина»
Метод, который заключается в том, что табу с хамства снято, но ставятся строгие пространственные ограничения. Например, разрешено ругаться только в определенном месте — там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину — для бранных слов). Объясните ребенку так: «Ни мне, ни папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место.

23 АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СПОСОБА ВЫПЛЕСНУТЬ АГРЕССИЮ РЕБЕНКА

1. Построить башню из подушек или мягких фигур, а затем взять ее штурмом, прыгнув на нее с победными криками.
2. Метать дротики в мишень или шары в кегли.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
6. Пускать мыльные пузыри.
7. Устроить «бой» подушками или с боксерской грушей.
8. Пробежать по коридору.
9. Полить цветы.
10. Быстрыми движениями руки стереть с доски написанное.
11. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
12. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
13. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик).
14. Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей).
15. Присесть максимальное количество раз.
16. Сломать несколько игрушек.
17. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
18. Стучать карандашом по столу.
19. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
20. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачиркать его.
21. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.
22. Сыграть в футбол подушкой или мягким мячом прямо в помещении.
23. Громко спеть любимую песню.